- депутат, священник
лютеранской
церкви Латвии, Председатель
христианско-демократической
фракции сейма:
Уважаемые дамы и господа! На эту конференцию меня послал Латвийский парламент, и тема моего сообщения "Отношения государства и церкви". Но поскольку я представляю почти тысячу христиан Латвии, которые занимаются политикой и объединены в христианско-демократическую партию, я бы хотела немного рассказать о нашей партии, о нашем союзе. Эта партия была основана в 1988 году, сейчас объединяет около 1 тысячи христиан, в том числе и православных всех конфессий. Это люди, которые признают, что веры без труда не бывает. Самое главное, что мы поставили в центр своей деятельности ~ помощь нашему новому государству, духовную помощь своей христианской совестью в его работе. В 1991 год наша партия стала парламентской и мы получили 5 мест в парламенте. Мы создали национальный блок, в который входят две правые фракции, одна центристская, аграрная п паша. В этом блоке мы как бы представляем умеренное крыло. Когда мы начинали свою деятельность в парламенте, многие наши христиане говорили, что мы должны там только присутствовать. Высказывались идеи и о том, что мы должны выступать с проповедями. Но вскоре стало ясно, что если христианин пришел в парламент, он должен принимать активное участие во всех делах. Перкой задачей мы считаем защиту интересов Церкви.
Мы принимаем большое участие и в других сферах, в решении социальных вопросов. Лично я занимаюсь делами, которые связаны с новыми пенсионными фондами, с перестройкой структуры здравоохранения Латвии, с помощью инвалидам и, главным образом, с защитой прав детей. У нас есть лютеранский пастор-политик, которому близки идеи обороны Латвии, есть группа, которая занимается борьбой с коррупцией.
Наша цель - участвовать во всевозможных структурах и своей христианской совестью не дать мафиозным структурам использовать нашу свободу в нечестных замыслах.
Мы все знаем, что тот строй, который был, это был сатанинский строй. И всеми силами мы должны сделать так, чтобы и остатков этой сатанинской пары не осталось. Поэтому одним из самых первых законов, которые мы подготовили, был Закон о том, что те люди, которые стремятся занять высокие посты у нас в Латвии, не должны были быть агентами КГБ, работниками КГБ, состоять в партии и комсомоле. Второе, что нами сделано, связано с церковью: теперь все браки, которые заключаются в церкви, также считаются официальными, как и зарегистрированные в ЗАГСЕ.
Наша заслуга и в том, что полностью все имущество, принадлежащее Церкви, отдано приходам. Мы принимали участие в разработке всех законов, в том числе и о гражданстве, занимая довольно жесткую позицию, поскольку давно определили свое место в национальном блоке.
Я хочу еще рассказать об отношениях церкви и государства в Латвии. Латвию нельзя назвать лютеранской страной, как иногда ее называют. Если Литва почти полностью римско-католическая страна, Эстония полностью лютеранская, то Латвия имеет и римско-католическую церковь, и лютеранскую церковь, л также баптистскую, православную и старообрядческую церкви. В 1993 году детей крестили католики, но похороны проходили по христианским обрядам.
В 1918 - 1940 гг. лютеранская церковь была государственной и у нее были серьезные разногласия с государством. В Кафедральном соборе св. Ян» возник большой скандал. И сегодня можно с большим интересом наблюдать за парламентскими дебатами лютеранской и католической сторон. В 1922 году католики основали свой центр в Риге. Государство дало больше нрав лютеранской церкви, это было очевидно. В школах было введено (в качестве обязательного) христианское обучение слову Божьему, чем занимались и основном лютеранские священники. В первом сейме было 6 священников - и лютеране, и католики, и православные. Они были из разных политических партий, но все защищали интересы Церкви. Депутаты предложили предварить Конституцию словами "Благодарим Бога за нашу свободу", но, к сожалению, это не было принято.
Интересно, что история повторилась. В 1993 году такая попытка тоже не удалась. Нужно определить, в каком государстве мы живем - в языческом или в христианским, и это помогло бы нам провозгласить, что Латвия есть и будет христианской страной.
Хочу рассказать о трех этапах, через которые прошли Страна и Церковь во время становления нашею нового государства после 1993 года.
Это был период большой эйфории, большой радости от свободы. Все народное национальное движение начиналось с того, что группа лютеранских священников основала группу возрождения и начала бороться прежде всего за свои права, за церковь, свободную от КГБ и опеки партии. Позже эта борьба перешла в народную борьбу за свободу и независимость Латвии. В то время на всех митингах выступали священники, наши церкви были переполнены. В 1989 году, когда шел первый съезд народных депутатов, наш большой собор был полон, огромное количество людей стояло па улице, и все слушали ату проповедь. Это было счастливое время. Наступил второй этап. В этот период всем казалось, что государство и Церковь пойдут рука об руку. Очень скоро стали заметны тенденции государства к тому, чтобы сделать Церковь своей идеологией, и чем вчера и здесь говорили, и стало ясно: как понимает Церковь свободу и как ее понимает государство. Конечно, это нормально, так и должно быть, но государство и Церковь никогда не есть одно и то же.
Вместе с тем начали происходить неприятные вещи. Во-первых, активные политические деятели, все священники, которые начинали возрождение, ушли с политической арены, потому что многие из них увидели: в той свободе, которую мы обрели, много нечестных людей. Одно дело идти впереди народа, когда видишь счастливое будущее, а другое - когда начинается второй, более трудный этап. Трудности начались с того, что Синод выбрал архиепископом "прекрасного" христианина, который только и середине 80-х годов крещен. После этого начались разногласия в Церкви. В Синод выбрали только молодых, старых отстранили от управления Церковью, что было очень обидно. Начались выпады сект. Свобода была дана не только для Церкви, но для порнографии, насилия всех сект, который появились в Латвии. Есть и исламисты, и буддисты, которые хотят построить спои храмы. Я довольно лояльно отношусь ко всем мировоззрениям, но хочу сказать, что вместе с этими сектами, перекочевавшими к нам с Дальнего Востока, из азиатских стран и еще откуда-то, и наше общество пришла и совсем чуждая идеология, а иногда даже враждебная для нашего нового государства.
Во-вторых, вместе с национальным возрождением возродилось национальное язычество. Я думаю, что и этом плане Латвия занимает особое место ч Европе. У нас есть очень сильные языческие общины, и если кто-то думает, что в этих общинах какие-то недалекие люди, которые ничего не знают, то это не так. Двое их представителей избраны в парламент, одни из них - доктор математических наук, вернувшийся из Америки, из ссылки. Там много умных, хороших людей. У нас, например, есть кадры для преподавания богословия в школах, но этому сопротивляются язычники. В школах есть так называемый "белый" урок, но христианское обучение ведется только по желанию.
У нас состоялся фольклорный фестиваль, приехало
много людей, большинство христиан. На открытии итого фестиваля язычники
совершили свое богослужение. В большом
ноле они зажгли огонь жертвенника и осе, идя по кругу, приносили свою жертву
огню. Это мне напоминало то, что мы читаем у Павла: каждый должен крупинку своей жертвы дать чужому богу.
Г-н ДРУЦЭ:
- Хочу сердечно поблагодарить священника лютеранской церкви Аиду Пределе за ее замечательное выступление. С горечью Должен констатировать, что отделение Латвии и провозглашение независимости этим государством несколько сказались па русском языке нашей гостьи, по огненный запал ее истинно христианской души произвел на всех пас очень сильное впечатление. Тема язычества, или неоязычестна, как это явление называется сегодня в мире, еще не звучала на пашей конференции, а ведь наряду с возрождением фашизма, неоязычество представляет собой одно из самых опаснейших явлений нашей действительности.
Уголовные
кодексы молодых государств не в состоянии охватить весь тот варварский поток
преступности, что хлынул па улицы наших городов и селений. Нет предела безнравственности, жестокости и
бесчеловечности множества преступлений.
Что это, если не пеоязычество? Спаситель и его апостолы проложили глубокую
борозду между варварством и цивилизованным, христианским мирим, установив пределы допустимого. Не дай Бог, если мы
сметем эту борозду и вернемся в тот мир хаоса, откуда нас Дух Святой
вывел две тысячи лет назад. В книге "Жизнь апостола Павла", над
которой работаю, я хочу показать, через какие муки прошло христианство, какую
неимоверную цену оно заплатило - кровью многих поколений - для того, чтобы вывести человечество из состояния хаоса и
варварств;, па путь цивилизованных
отношений. А новое варварство может быть страшнее.
Г-н СИАБАШВИЛИ - Грузия:
- Я хочу просто рассказать вам, может, не все знают, как обстоит дело в Грузии в этом отношении. Выступали здесь Андрей Зубов, Раду Константин Мирон, Октавиан Гибу в своем докладе и г-жа из Латвии также затронули этот вопрос. Еще при режиме Гамсахурдии в Грузии начали преподавать историю религии. После его ухода это продолжается. Если раньше этот предмет изучали только в 9-10 классах, то с нынешнего года его начали преподавать с 3 класса. Этот предмет входит в учебную программу и называется история религии. Господин Друцэ говорил о трудностях в этом вопросе из-за отсутствия кадров, и я думаю, что надо начинать с решения этой проблемы. Мы с ней тоже сталкивались. Знаете, если полка бояться, то в лес не ходить. И это надо делать, чтобы не было как в Латвии, где мусульмане хотят построить мечеть. Надо начинать с малых лет, а не с 16 лет, с такими подростками сегодня особенно трудно, основная часть их даже не слушает, надо их заинтересовать. У нас, например, открыт педагогический факультет, который будет готовить специалистов для преподавания в средних школах истории религии. Лучше, конечно, чтобы это делал священник, но поддерживаю господина Друцэ ~ не все священники это могут делать. И все же кадры надо готовить.
- А теперь дадим по 3-4 минуты для высказываний о
том, что особенно наболели у каждого, чтобы мы пришли к пашей завершающей молитве, которую готовят мнит
священники. Мы нес должны участвовать. Г-н
Кац занимается попечительством над детьми
сиротами.
Г-н КАЦ:
- Я хочу сказать, что наша миссия попечительства над сиротами, многодетными семьями и одинокими работает и 32 странах мира. И хочу передать благословенной конференции примет от президента пашен международной миссии Генриха Флорека, от всех наших сотрудников. Конференция действительно благословенна, потому что Дух Смятой открыл очень много проблем, очень много истин, которые были даны апостолу Павлу, а он передал это нам в своих письмах, и своих трудах.
Хочу остановиться на одной проблеме, важной для нас, которую уже затронули сегодня ~ это вопрос обучения подрастающего поколения. Мы уже имеем трехлетний опыт преподавания в школах-интернатах, кроме того, есть опыт других миссий, которые работают в обычных школах, и можем сказать, что свободное преподавание Библии, не религии, имеет огромнейшее значение для всего процесса жизни и возрождения. На наших глазах за очень короткое время, в течение 2-3 месяцев, дети преображаются, это отмечают все учителя, все те, кто попечительствует над школами. И особенно большое: значение, имеет это для детей-сирот и тех, кто не имеет попечителей, потому что они столкнулись с проблемами этого греховного мира. Они прошли очень тяжелую школу за очень короткое время жизни на этой земле, и для них слово Божье - это действительно бальзам, это действительно лечение. Конечно, есть очень много проблем с преподаванием Я думаю, что мм найдем такое: время и такую возможность, когда, преодолен те существующие предубеждения, связанные с разделением конфессий, сядем все братья во Христе как члены единого Тела за круглым столом и решим вопрос о том, как нам сконцентрировать наши усилия во имя того, чтобы эта работа была более плодотворной.
Хочу сказать еще несколько слов о законах. Я
думаю, что надо быть очень осторожным, учивая изменяющуюся политическую
ситуацию. С моей точки зрения, положение в нынешней Конституции очень
правильное, поскольку вы знаете о существовании параграфа о запрещении прозелитизма
и стремления некоторых священнослужителей взять в руки политическую силу для
использования ее в преподавании в школах слова Божьего, потому что ни
чиновники, ни те, кто следит за школами, к этому не подготовлены. Мы уже
знакомы с опытом этих людей. Я
думаю, что сейчас лучше всего использовать свободу, которую Господь нам открыл, для постепенного обретения
опыта демократии, политики, а затем уже перейти к тому, чтобы в условиях свободы, свободного выражения духа
дать детям возможность изучать слово
Божье. Дети сами выбирают, в какую церковь им пойти. Главное же в том, что Бог поселяется в их сердцах. Желаю всем Благословения Господнего.
Г-н ДРУЦЭ:
- Поблагодарим г-на Каца за его проникновенное, замечательное выступление. Он произнес очень важное и нужное слово на нашей конференции. Почти во всех посланиях, на всех страницах Нового Завета встречается напутствие позаботиться о вдовах и сиротах. Наша конференция была бы неполной, если бы об этой проблеме мы умолчали и этом зале. Еще раз спасибо, г-н Кац.
Г-н ПОПОВИЧ,
помощник епископа
Союза
христианских церквей
Молдовы
(евангельских баптистов):
- Братья и сестры! Мы не безучастны к происходящему, будь мы равнодушными, находились бы сейчас среди вас. Рады отметить, что цель конкуренции достигается: услышанное в дни ее работы потрясло нас до глубины души. Не могут оставить безразличными призывы к тем, у кого единый Отец, кого объединяет вера в Иисуса Христа или в Святую Троицу, кто возносит Господу ту же молитву "Отче наш, сущий на небесах" — мы действительно должны быть братьями и сестрами и выполнить свое предначертание на земле.
Мне хотелось бы прочитать Слово Божье, которое записано в Святом благовестовании от Матфея: "И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" /28, 18-20/.
Почему я остановился именно па атом фрагменте? Потому что апостол Павел в течение всей своей жизни приносил себя о жертву во имя выполнения этих заповедей Спасителя. Бог благословил своих служителей, а также тех, кто не дал себя сломить при любом режиме и сохранил верность приведенным выше словам: "дана Мне всякая власть на небе и на земле". Если Господь возвестил это, те, кто верит в Него, обретают силу и побеждают.
Не буду приводить здесь примеры, скажу лишь, что история — есть история. Те, кто остался истинным верующим, перил в силу Господа Иисуса Христа наперекор всем превратностям судьбы, которая нередко была более чем сурова к верующим — их унижали, истребляли, ссылали в Сибирь. Несмотря на псе это, они от своей веры не отреклись. Церковь окрепла, и история тому свидетельство.
Хотелось бы, чтобы эта приближающаяся к концу конкуренция объединила всех нас, тех, кто поклоняется единому Богу, Спасителю Иисусу Христу. Объединим свои силы, признаем прошлое и выполним свое земное призвание. Если мы не объединимся и не доведем до конца предначертанное деяние, ничего не сможем изменить в этой жизни. Мне хотелось бы завершить словами Господне: "Я с вами во все дни до скончания века". Надо привести к вере тех, кто еще далек от нас, помочь им изменить свое сердце.
Братья и сестры! Если мы будем трудиться так, чтобы псе христиане стали Храмом Христовым, если в наших сердцах Бог обретет вечное пристанище - а Бог означает любовь, и наши тела являются Храмом Господним — если Бог будет жить в нас, может ли быть для пас проблемой любить ближнего, прощать, благословлять?! И тогда распри и ненависть покинут сердца людей, и тогда Иисус Христос останется в пашей стране, в нашем народе, останется с нами.
Нам, быть может, нужно соблюдать постный день, нужно помолиться Богу и попросить отпущения всех грехов, допущенных в прошлом и в настоящем. Нужно всем повернуться лицом к Богу, начиная с господина президента и всех тех, кто возглавляет народ. Чтобы всем вместе с нами, служителями Церкви, вознести неустанные молитвы Всевышнему; тогда, возможно, Бог ниспошлет на нас спою благость. Ведь говорит Господь: коль повернетесь вы лицом ко Мне, одарю вас такой благодатью, что подивятся все народы той божьей милости, которую сниспошлю на вас. Поэтому призываем всех свято выполнять данную свыше миссию — быть Божьими пастырями.
Да благословит нас Бог.
Аминь.
Г-н БРУХИС, Тель-Авив, Израиль:
Необходимо неустанно проповедовать любовь к ближнему, добросогласие между пародами и концессиями. Красноречивым свидетельством жестокой и достойной сожаления реальности является тот факт, что люди далеко не подготовлены для восприятия идеалов апостола Павла, направленных против межконфессиональных и в первую очередь - внутриконфессиональных конфликтов, которые отличаются особой остротой и беспощадностью. Сказанное в полной мере относится и к межэтническим и внутриэтническим конфликтам. Известно, что последние гораздо опаснее и ожесточеннее, хотя и межэтнические раздоры не меньшая пакость нашей эпохи.
Позвольте добавить мне еще несколько слои к сказанному здесь относительно введения в Конституцию пункта о преподавании Закона Божьего. Сошлюсь на собственный опыт. Я исповедую иудаизм. Помню, в начальной школе в дни Пасхальных праздников директор собирал всех в большом зале и заставлял петь "Христос воскрес" , читать молитву "Отче наш" и другие. В начальной школе нашу религию не преподавали. В лицее я учился но второй половине тридцатых годов, под "жестоким буржуазно-боярским режимом", когда в школах уже преподавали иудейскую религию. До введении этого предмета мы все присутствовали на религиозных занятиях православного священника лицея. Надо сказать, что с введением Закона Божьего и тогда были разного рода проблемы.
И в заключение мне хотелось бы высказать два замечания по поводу сказанного в предыдущие дни. Здесь говорилось много о национализме и шовинизме. Американский профессор Вайс в своем глубоком и крайне интересном выступлении использовал даже термин "благоразумный национализм", Существуют и экстремистский, ультранационализм, узкий национализм. Национализм против капитализма ~ учили в СССР ~ есть здоровый национализм, а национализм против Советской власти необходимо искоренить.
Говоря о национализме, наш великий писатель Ион
Друцэ назвал его "нашей пакостью".
Хочу сказать, что если понятие "национализм" используется против
парода, попирающего другой народ и ты, как представитель попираемой нации, восстаешь против этого явления — в атом случае
можно говорить о здоровом национализме.
Костромской священнослужитель отец Георгий сказал, что "шовинизм" означает ненависть к кому-то, к другим народам.
По моему мнению, шовинист тот, кто
считает спою нацию выше других. Так национализм перерастает в шовинизм. И в патриотизме точно так же.
Г-н ДРУЦЭ:
- Благодарим г-на Брухиса за предложенную к дискуссии эту тему. Господин Вайс поднял тему национализма, сделав это деликатно, теоретически, философски, но, к сожалению, в жизни эта тема часто проявляется в насильственных формах. Эти насилия особенно часто вспыхивают на Священной земле. Вернемся же к обсуждению этой проблемы, ведь пока человечество в движении, не стоят на месте и самые драматические проблемы, которые нас занимают.
Г-н ПАВЛОВСКИЙ, епископ церкви пятидесятников:
- Очень много было сказано за эти четыре дня о том, что и кто есть апостол Павел. И было сказано, что оп есть наш современник. И было отмечено, что тексты его, Послания его ~ жизненны, действенны и реальны сегодня для каждого из нас.
Я бы хотел остановиться на одной из сторон деятельности Павла в проповедовании христианской веры. С того момента, когда по дороге в Дамаск Господь открылся ему как Тот, Которого он гонит, Савл сделался новым человеком. Он теперь мой Савл, сказал Иисус. С этого момента всю свою жизнь апостол Павел посвящает служению Христу. Вера в пего ~ это источник, благодаря которому он получал силу, видение, мудрость и знание, постоянно заряжаясь в молитве от самого Господа. В своих посланиях Апостол призывает непрестанно молиться. В Послании к Римлянам оп пишет: в молитве будьте постоянны. Открывайте желания Ваши перед Богом. Я думаю, что эти слова апостола Павла не были записаны им только па бумаге, оп ими руководствовался в жизни, в действительности, в своем служении Христу.
Хочу предложить, чтобы нашу конференцию мы завершили так, как завершил и свое время Святой Апостол Павел в Милите пасторскую конференцию, призвав пресвитеров преклонить колени и помолиться. Благодарю вас.
Г-н ДРУЦЭ:
- Поблагодарим г-на Павловского за прекрасное выступление.
Конференция наша подошла к своему финалу. Не
будучи официальными представителями
церквей, конфессий или государств, думаю, нам излишне принимать какие-либо официальные резолюции или решения.
Обычно, с библейских времен, христианские
собрания завершались не принятием резолюций и решений, а молитвами. Не знаю, успели ли мы спеться за эти четыре дня
работы, достаточно ли слаженным получится наш хор, но вот владыка
Владимир, митрополит Молдовы, и присутствующие
здесь православные священники уверили меня, что молитву спеть пес вместе мы в
состоянии. Давайте, посмотрим что получится.
[Предыдущий] [Содержание] [Следующий]